Великая Агиасма
В
переводе с греческого "агиасма"
- "святыня". Так называют воду, освященную особым чином.
Водоосвящение бывает малое и великое: малое совершается
в течение года неоднократно, а великое - только в
праздник Крещения Господя.
Странное поверье есть в
русском народе: будто бы Крещение и Богоявление - не
одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18
января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19
числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что
искренне верующие люди стараются набрать святой воды два
дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь
перепутать. Это бессмысленное суеверие. И в праздник, и
в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в
память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки
Иордан. Крещенская вода обладает особой благодатью, и
это знают (или чувствуют) люди. В этот праздник храмы
переполняются народом, есть даже некий тип "прихожан",
которые приходят в церковь раз в год - "за водичкой".
О чем же молятся во
время великого водоосвящения? О том, чтобы вода сия
освятилась силой и действием и наитием Святаго Духа. О
том, чтобы она была даром освящения, избавления от
грехов, исцеления души и тела. О том, чтобы получила она
благословение Иорданово. Чтобы отгоняла всякие наветы
видимых и невидимых врагов. Чтобы вода сия приводила в
жизнь вечную. Чтобы и мы чрез вкушение сей воды и
явление Духа Святаго сподобились освящения. Велика
молитва - велика и святыня.
Крещение Господне
освятило само естество воды. Любая вода, взятая в этот
день, содержит залог благодати. Поэтому тот, кто не в
силах прийти в церковь из-за собственной немощи или
дальности храма, может набрать воды из любого источника,
даже из-под водопроводного крана, и употреблять как
святую.
Пить агиасму надо
натощак, с утра, но по особой нужде в помощи Божией
можно в любое время дня и ночи. Хранить - в отдельном
месте, лучше рядом с домашним иконостасом (никак не в
холодильнике!) При благоговейном отношении святая вода
остается свежей и приятной на вкус долгое время. Ею
можно помазываться, добавлять понемногу в еду, окроплять
жилище. Люди, отлученные от Причастия по епитимий,
вкушают агиасму как духовное утешение.
Немного жаль, что чудо
великого освящения бывает, только однажды в год, и так
редко можно слышать трогательные тропари:
"Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите,
приимите вей духа премудрости, духа разума, духа страха
Божия, явльшагося Христа..."
Молитва при вкушении просфоры и святой
воды:
Господи Боже мой, да будет дар Твой
святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов
моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и
телесных сил моих, в покорение страстей и немощей моих
по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя
Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь. |