Домашнее богослужение
Сочетание слов домашнее
богослужение для многих покажется странным. Понятие
богослужения для них связано с обязательным наличием
храма и присутствием священника.
Богослужение есть особая форма, или
правильнее сказать, особые формы общения верующих с
Богом и другими членами Церкви. При богослужении
молятся, богословствуют, молитвенно размышляют о путях
домостроительства Божия, сопереживают его, участвуют в
таинствах Церкви и получают благодатные дары Святой
Троицы. Богослужение есть организованная общая молитва
верующих. В нем раскрывается и осуществляется сущность
Церкви как новой жизни во Христе, жизни, соединенной во
Христе с Богом Отцом, пронизанной Духом Святым. Смысл
этой жизни раскрывается в церковных чтениях и
песнопениях как единство любви, благодати, мира и
спасения. Протопресв. Александр Шмеман писал: "Церковь
нельзя ни уравнять, ни слить с "культом"; так как не
Церковь существует для "культа", а культ для Церкви, для
ее домостроительства, для ее роста в полную "меру
возраста Христова" (Еф 4:13)". Но вместе с тем
богослужение не отрывается от Церкви, ибо в нем
раскрывается ее сущность как Тела Христова [1].
Чтобы ввести нас в
область домостроительства Божия и включить в него нашу
повседневную жизнь, Святая Церковь создала богослужебную
систему, в которой вспоминаются и мистически
актуализируются священные события, имеющие вечный смысл,
ибо они произошли для спасения, для возможности жить с
Богом каждому из нас. Вот почему однажды бывшее событие
- Праздник Святой Церкви - переживается нами снова и
снова как вновь происходящее; вот почему святитель Иоанн
Златоуст в Слове на Пасху призывает: день почтите <...>
вси насладитеся пира веры".
Чтобы раскрыть себя, объединить
верующих, дать им возможность осознать себя народом
Божиим, родом избранным и царственным священством (см. 1
Пет 2:9), участвовать в домостроительстве Божием, Святая
Церковь создала различные виды богослужения и
богослужебно-молитвенные циклы (суточный, недельный,
годовой неподвижный и годовой подвижный). Быть членом
Церкви, возрастать в частицу Тела Христова можно лишь
участвуя в Церковном богослужении и таинствах.
Прихожанин - не посторонний в храме, не зритель
спектакля, наблюдающий действо, а непосредственный
участник, творец богослужения, если он молится и
сопереживает его. Для полноты жизни во Христе мало быть
верующим, надо быть в Его Церкви, участвовать в ее
жизни, одним из проявлений которой является
богослужение.
Отходя от богослужений, переставая
посещать их, мы отключаемся от участия в
домостроительстве Божием, отключаемся от Его благодатных
даров, от познавания и переживания Истины.
Различают богослужения общие и
таинствосовершительные. На последних совершаются
таинства Евхаристии, венчания, миропомазания и т. д.
Совершать их могут только получившие дар и благодать
священства. Все общие богослужения: часы, утреню,
вечерню, повечерие, полунощницу, обедницу, молебны и
панихиды может совершать любой православный христианин.
Ему не рекомендуется лишь произносить ектении,
священнических возгласов и читать тайные молитвы"
священников. Уберите ектении из вечерни и утрени -
сущность службы останется практически неизменной с ее
молитвенными возношениями, богословским созерцанием и т.
д.
Конечно, при внехрамовом богослужении
несколько изменится его восприятие. В церкви мы
погружаемся в молитвенно-эмоциональное восприятие духа
службы и не всегда по тем или иным причинам вникаем в
текстуально-смысловое значение совершаемых песнопений, -
при домашнем богослужении по книгам легче вникнуть в
смысл слов читаемых молитвословий и песнопений. Поэтому
полезно для лиц, не состоящих в клире, чередовать
посещение храмов с отправлением в меру сил и
возможностей отдельных богослужений дома. Такое
чередование храмового и домашнего богослужения позволяет
подниматься в религиозном молитвенном познании на крыле
мистического чувства и на крыле ума.
В наше время, когда не всегда легко по
тем или иным причинам регулярно посещать храмовые
богослужения, очень важно научиться быть в ритме
церковной жизни с ее праздниками, богослужебными
кругами, с ее ежедневным чтением Нового Завета при любых
обстоятельствах жизни.
Место богослужения
Самарянка спросила Христа, говоря: "Отцы
наши поклонялись на этой горе, а вы (то есть иудеи -
Авт. ) говорите, что место, где должно поклоняться,
находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне,
что наступает время, когда и не на горе сей, и не в
Иерусалиме будете поклоняться Отцу <...> Настанет время
и настало уже, когда истинные поклонники будут
поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников
Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны
поклоняться в духе и истине" (Ин 4:20-24).
Древние христиане для богослужений
собирались в частных домах, в пещерах и катакомбах,
позже появились базилики, а расцвет храмового
строительства начался с эпохи Константина.
В постановлении одного из поместных
соборов Русской Церкви сказано, что "община православных
христиан объединяется около своего пастыря, который с
разрешения епархиального архиерея может совершать для
нее Божественные службы, не исключая и Литургии, в
частном доме или ином приличествующем помещении".
На домах литургию совершала Чешская
православная Церковь, запрещенная фашистскими
оккупантами [2]. Можно править службы в домашней
квартире, в лесу, в поле, в пещере и даже в номере
гостиницы.
В предисловии к Псалтири, изданной по
благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Пимена (М., 1973), говорится: "Если верующий не был
за богослужением в храме, то он может включить в свое
домашнее правило или псалмы из богослужения, или же
полностью ту или иную вседневную службу (кроме
Божественной литургии, совершаемой только епископом или
священником): утреню и первый час; часы третий и шестой
и изобразительные, девятый час и вечерню" (с. 7).
Любое богослужение - это встреча с
Богом, поэтому помещение, в котором предполагается его
совершать, следует прибрать, как к приему дорогого
гостя. Если нет сил прибрать всю комнату, надо прибрать
хотя бы угол, в котором предполагается править службу.
Свт. Иоанн Златоуст в беседе "О кресте и
разбойнике" говорит: "...когда пришел Христос <...> то
очистил всю землю, сделал всякое место удобным для
молитвы; вся земля, наконец, сделалась храмом".
В семейной жизни домашнее богослужение
помогает углубить молитвенное общение супругов и
включить в него детей. При наличии малышей муж и жена
часто не могут вместе идти в церковь. В этом случае
оставшемуся дома хорошо бы прочесть что-либо из
богослужения дня, если он не в силах исполнить его
полностью. Что читать - зависит от имеющихся дома книг,
времени (дети крутятся под ногами и т. д.), сил и
настроения молящегося.
Богослужебные круги
Тот, кто постоянно ходит в церковь,
замечает, что богослужение состоит из ежедневно или
еженедельно повторяющихся молитвословий и из
молитвословий, повторяющихся через определенные
промежутки времени или читаемых раз в год. Это
обусловлено тем, что богослужение состоит из нескольких
связанных между собой кругов: дневного, недельного,
восьмигласного, годового подвижного и годового
неподвижного.
Суточный круг создает основную структуру
богослужения и состоит из вечерни, повечерия,
полунощницы, утрени, первого, третьего, шестого,
девятого часа и литургии. В приходских храмах все эти
службы ежедневно не правятся. В древности существовали
святые обители неусыпающих, где богослужения и молитвы
совершались непрерывно. Уходили на отдых или на
хозяйственные послушание одни монахи, - другие шли на
молитву в храмы, - молитва о всем мире и спасении всех
шла в монастыре непрестанно.
Обычными службами современной церковной
практики являются вечерня, утреня, первый, третий,
шестой час, литургия. Они состоят из основных
молитвословий и из молитв, песнопений и чтений дня в
зависимости от его положения в недельном, восьмигласном
и обоих годовых кругах. Годовой неподвижный круг
включает в себя молитвословия, посвященные праздникам и
святым, чествуемым в определенные дни года. Они написаны
в книге, называемой Минеей. Молитвословия и службы
подвижного круга связаны с праздниками, приходящимися в
разные годы на разные числа. Они содержатся в книгах,
называемых Постной и Цветной Триодями; в первой
содержатся службы Великого поста и приготовительных к
нему недель, во второй - службы от Пасхи до Троицы.
Каждый день седмицы имеет свою
молитвенную тему: воскресение - по-церковнославянски
неделя - посвящено воскресению Христову; понедельник
- бесплотным силам; вторник - Предтече и Крестителю
Иоанну; среда и пятница - Кресту и Страданиям Христовым;
четверг - апостолам и святителю Николаю; суббота - всем
святым и молению за умерших.
Чтобы не было однообразия недель,
дневные службы - точнее, дневные песнопения -
группируются по восемь, согласно восьми основным
церковным напевам - гласам, образуя таким образом еще
один круг молитвословий, содержащийся в книге Октоих ,
или "Осьмогласник".
Конечно, мирянину в своем домашнем,
семейном богослужении соблюдать все многоцветие
церковного богослужения, предусмотренного уставом и
церковной практикой, практически невозможно. Однако в
той или иной мере приближаться к этому идеалу вполне
доступно даже с тем количеством пособий, которые
имеются.
Схемы богослужения
и пособия
Церковь никогда не считала, что полное
единообразие в обрядах и молитвах является непременным
условием единства. Поэтому и нет единого устава
Православной церкви, о чем часто забывают "строгие"
уставщики. Два основных варианта "Типикона" - книги,
регламентирующей наше богослужение, называются по месту
своего происхождения: "Уставом Лавры св. Саввы" и
"Уставом Великой церкви". Первый еще называется
"Изображением последования во Иерусалиме святой Лавры"
или сокращенно "Иерусалимским уставом", а также
"Славянским", ибо получил распространение в славянских
землях. Второй представляет собой слегка видоизмененный
устав Студийского монастыря и применялся в храме св.
Софии; иногда он называется греческим.
Уставы закрепили общую структуру и идею
богослужений. Они детализировали эту структуру согласно.
условиям того или иного монастыря. Стремление соблюдать
во всех деталях устав приводило ко многим нестроениям
богослужебной практики средневековой Руси.
В полной форме уставы Студийский и
Иерусалимский нигде сейчас практически не исполняются.
Однажды, еще перед революцией, когда в Киевской духовной
академии собрались служить всенощную полно по уставу, то
пришлось готовиться к этому год, а сама служба заняла
7.5 часов.
Мы не можем здесь останавливаться на
истории богослужебных уставов и правил [3]. Важно
подчеркнуть, что основной строй (закон) церковного
богослужения составляет святое церковное Предание. Оно
преемственно идет к нам от первых веков, и его никто не
волен отменять. "Вся же благообразно и по чину да
бывает" (1 Кор 14:40).
Богослужебных книг много: Служебник,
Чиновник, Часослов, Октоих, Минея месячная (в 12 томах),
Минея Праздничная, Минея Общая, Триодь Постная, Триодь
Цветная, Ирмологион, Типикон, Требник и др. Многие из
них частично повторяют друг друга. Так, из Миней
месячных извлечены молитвословия непереходящих
Праздников, так что Минею Праздничную составляют
молитвословия непереходящих двунадесятых праздников,
Богородичных празднииков и служб наиболее чтимым святым.
Минея Общая рассчитана на случай, если нет службы тому
или иному святому или нет Минеи месячной. Поэтому службы
в ней приводятся не конкретному святому, а общие святым,
например, "Служба апостолу", "Служба мученику", "Служба
мученикам" и т. д. Минеи Праздничная и Общая
составлялись для храмов, не имеющих месячной Минеи.
Чиновник предназначен только для
архиерейского богослужения, Служебник и Требник - только
для священнослужителей: иереев и диаконов.
Даже не имея ни одной из перечисленных
книг, не надо отказываться от желания совершать домашнее
богослужение. Имеется много изданий отдельных церковных
служб, богослужебных сборников и т. д. Многие церковные
песнопения приведены в различных молитвенниках, в
частности в "Православном молитвослове", изданном
Московской Патриархией, и в церковных календарях. Как
пособие, годное и для домашнего богослужения, можно
использовать 1-й том "Настольной книги
священнослужителя", из которого можно сделать
необходимые выписки. Для мирянина удобнее и доступнее
сборник "Всенощное бдение. Литургия", неоднократно
переиздававшийся в ряде епархий.
На основании имеющихся и полученных на
время книг следует создавать личные или семейные
богослужебные пособия .
Для домашнего богослужения можно
выработать несколько схем, более полных и более кратких,
основанных на сложившейся в настоящее время
богослужебной практике приходских храмов. Эти схемы
отражают постепенность вхождения мирянина в
богослужение, наличие у него тех или иных книг, пособий,
условий и времени и т. д.
На примере начала всенощного бдения
покажем, как может соотноситься строй церковного и
домашнего богослужения.
Существо праздника и воскресного дня
сильнее всего выражается во всенощной, или, говоря на
языке церковного устава, во Всенощном бдении - службе,
весьма изменчивой по составу своих молитвословий, а
потому и наиболее трудной для отправления при слабом
знакомстве с богослужением.
Она состоит из двух частей: вечерни и
утрени, объединенных общим начальным возгласом
священника: "Слава Святей, и Единосущной, и
Животворящей, и Нераздельной Троице всегда, ныне и
присно и во веки веков".
Мирянин же, равно как и диакон, любое
богослужение и молитвословие начинает прошением:
"Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе,
Боже наш, помилуй нас".
После начального возгласа или начального
прошения поется "Приидите, поклонимся Цареви нашему
Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви
нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому
Христу, Цареви и Богу нашему. Приидите поклонимся и
припадем Ему".
Это пение "Приидите
поклонимся" напоминает, что мы пришли к Богу, пришли
молиться Ему, пришли славословить Его, у Него ищем
защиты в наших напастях и силы для нашего жизненного
подвига, а сейчас, в начале богослужения, - и подвига
молитвенного.
Молитва - это личное
усилие человека и дар Божий. В одной из тайных
священнических молитв в начале утрени говорится:
"Помолитися, якоже подобает, не вемы, аще не Ты,
Господи, Святым Твоим Духом наставиши ны".
После "Приидите, поклонимся" читается
предначинательный псалом 103. Он называется так, ибо с
него, по существу, начинаются молитвословия Всенощного
бдения. В нем прославляется Бог - Творец вселенной.
Лейтмотив этого псалма в словах: "Вся Премудростию
сотворил еси. Слава Ти (Тебе), Господи, сотворившему
вся". Он заканчивается словами на древнееврейском языке:
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, тут же переводимыми
на русский язык - "Слава Тебе, Боже". От этого
"аллилуйя", которое пели еще Авраам, Моисей и царь
Давид, веет библейской и первохристианской древностью.
Светильничные молитвы, приводимые в
календаре и в некоторых богослужебных книгах, миряне не
читают. Это молитвы священника, которые он читает про
себя во время пения Предначинательного псалма.
В современной церковно-приходской
практике Предначинательный псалом на бдении поется в
сокращении, но его полезно читать полностью.
Следующая за Предначинательным псалмом
Великая ектения при домашнем богослужении без священника
опускается или может заменяться молитвами, подобными
следующей:
"Молимся Тебе, Господу
Богу нашему, Вседержителю, Творцу великих и далеких
галактик и звезд, мельчайших пылинок Вселенной и душ
человеческих и просим: даруй нам дар молитвы и ниспошли
мир душам нашим".
"Сохрани, Господи, Церковь Твою Святую и
нас в чадах ее соблюди. Патриархам спомоществуй,
архиереи и иереи укрепи, а нас спаси по молитвам их.
Даруй изобилие плодов земных и времена мирны, с
плавающими сплавай, с путешествующими спутешествуй, с
летающими слетай, болящих исцели; и заблудших вразуми,
избави нас от всякие скорби, гнева и нужды, сохрани нас
Твоею благодатью от всякого греха и научи нас творити
волю Твою".
"Господи помилуй (3 раза). Слава, и
ныне".
В этой молитве кратко изложено
содержание Великой ектений. Она состоит из 4 частей и
может либо вообще опускаться, либо читаться лишь
отдельными частями. Первая из них связывает настоящую
молитву с содержанием Предначинательного псалма и просит
о даре молитвы в начале богослужения.
На Всенощном бдении поется обычно
"Блажен муж", в Уставе именуемое антифоном 1-й кафизмы и
состоящее из отдельных избранных стихов псалмов,
образующих первую кафизму с припевом аллилуйя.
Антифон - значит "противоголосие"; так в богослужении
называются песнопения, избранные из текстов священных
книг (обычно псалмов) и поемые по Уставу попеременно
левым и правым клиросом (см. "Православный календарь на
1977 г."). Антифон 1-й кафизмы можно в крайности
заменить чтением или пением 1-го псалма.
После антифона диакон произносит малую
ектению, которую при домашнем богослужении рекомендуется
заменить трехкратным произнесением Иисусовой молитвы,
завершаемой молитвенным прошением "Господи, даруй нам
дар молитвы и помилуй нас" или вместо всего этого три
раза прочитать или пропеть "Господи, помилуй". Иисусова
молитва, периодически произносимая про себя стоящим в
храме, способна поддерживать всякую другую молитву и
молитвословие.
В обычные дни вместо торжественного
пения "Блажен муж" кафизмы читаются. В домашней
обстановке любое песнопение можно заменить чтением.
По приведенному примеру начала
Всенощного бдения (вечерни) может быть приспособлена к
домашнему богослужению любая последовательность служб,
кроме Литургии. Литургия при домашнем богослужении
заменяется "Изобразительными", в церковном обиходе, да и
в некоторых книгах иногда называемыми "Обедницей".
Профессор, протоиерей
Глеб Каледа
(из книги «Домашняя церковь»)
Примечание
[1] Протопресвитер
Александр Шмеман. Введение в литургическое богословие.
М., 1996, ее. 37-38.
[2] Так, например,
о. Всеволод (Коломацкии, позже архимандрит Андрей) тайно
совершал в доме своего духовного сына литургию и
необходимые требы (см. ЖМП. 1977, № 3).
[3] Об истории
развития богослужебной практики и о религиозном смысле
отдельных богослужений написано много книг, в настоящее
время, как правило, труднодоступных для мирян. Поэтому
они здесь не приводятся.
[4]
Богослужебные таблицы имеются в "Пособии к изучению
устава богослужения Православной Церкви" К. Т.
Никольского (СПб., 1865, репринт: М., 1995), в
"Церковном уставе в таблицах, показывающих весь порядок
служб рядовых и все особенности праздничных служб в
течении времени года" А. Неаполитанского (Владимир,
1913; репринт: М., 1994) и др. Очень хорошая книга -
"Общедоступные беседы о богослужении Православной
Церкви" свящ. Г. Дьяченко (М., 1898). |