«Воспрещено
нам плотское многословие и витийство в молитве,—
пишет святитель Игнатий Брянчанинов, —
воспрещены прошения о земных благах и
преимуществах, прошения, которыми только и
преисполнены молитвы язычников и подобных
язычникам плотских людей».
О чем же
должен просить Бога христианин в своих молитвах?
«Если нам
заповедуется воздерживаться от житейских благ,
даже когда они есть, то как оказываемся мы жалки
и несчастны, если просим у Бога того, что Он
повелел отвергать, — пишет святитель Иоанн
Златоуст. — Бог нас услышит, если:
во-первых, мы
достойны получить просимое;
во-вторых,
если мы молимся согласно с заповедями Божиими;
в-третьих,
если молимся непрестанно;
в-четвертых,
если не просим ничего житейского;
в-пятых, если
просим полезного;
в-шестых, если
исполняем должное и со своей стороны и, по
природе своей будучи смертными, через общение с
Богом восходим к Бессмертной Жизни».
«В молитве
проси только правды и Царствия, то есть
добродетели и ведения, а прочее все приложится
тебе (Мф. 6, 33)...
Молись,
во-первых, об
очищении от страстей;
во-вторых, об
избавлении от неведения и, в-третьих, о спасении
от всякого искушения и оставления» (преподобный
Нил Синайский).
«Предметы
молитвы нашей должны быть духовные и вечные, а
не временные и вещественные. Основная и
первоначальная молитва должна состоять из
прошений о прощении грехов... Не будь
безрассуден в прошениях, чтобы не прогневать
Бога малодушием твоим: просящий у Царя царей
чего-нибудь ничтожного — унижает Его... Проси
того, что считаешь себе нужным и полезным, но
исполнение и неисполнение твоего прошения
предоставляй воле Божией...» —пишет святитель
Игнатий Брянчанинов.
Намереваясь
просить (чего-либо у Господа), прежде чем
прибегнешь к Подателю, рассмотри прошение свое,
чисто ли оно, внимательно вникни в причину,
побуждающую к прошению. Если побуждение, по
которому просим, влечет за собою вред, то
(Господь)... да заградит источники наших
прошений... Если просишь у Бога своего
чего-нибудь, то проси не так, чтобы непременно
получить от Него, но предоставляя это Ему и Его
воле. Например, часто угнетают тебя скверные
помыслы, и ты печалишься об этом, и хочешь
умолить Бога, чтобы тебе освободиться от брани.
Но нередко она на пользу тебе служит. Ибо часто
бывает это с тобою, чтобы ты не превозносился,
но был смиренномудр... Также, если постигла тебя
какая-нибудь скорбь или теснота, не проси, чтобы
непременно тебе избавиться от них, потому что и
это, брат мой, нередко бывает полезно; говорю
тебе, часто случается, что во время молитвы
небрежешь ты о своем спасении, как было с
израильтянами... И еще, если просишь о чем-либо,
не проси, чтобы получить это непременно. Ибо
говорю: ты, как человек, нередко считаешь для
себя полезным то, что бывает бесполезным. Но
если оставишь волю свою и решишься ходить по
Божией воле, то будешь в безопасности. Он,
предведущий все прежде исполнения, по
снисхождению Своему пасет нас, а мы не знаем,
полезно ли , нам то, о чем просим. Многие,
достигнув желаемого, впоследствии раскаивались,
а нередко впадали и в великие беды; не
исследовав тщательно, есть ли на это воля Божия,
но думая, что это для них хорошо, и под
какими-нибудь предлогами, имеющими вид правды,
введенные в обман диаволом, подверглись крайним
опасностям. Многие такие дела сопровождаются
раскаянием, потому что следовали мы в них
собственному своему пожеланию. Послушай, что
говорит апостол: мы не знаем, о чем молиться,
как должно (Рим. 8, 26). Ибо: все мне
позволительно, но не все полезно; все мне
позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10,
23). Итак, что полезно и назидательно для
каждого из нас, знает Сам Бог, потому и
предоставь это Ему. Говорю же это не с тем,
чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с
прошениями своими к Богу; напротив того, умоляю
еще — просить Его обо всем, от малого до
великого. И вот что говорю тебе: когда молишься,
открываешь перед Ним, что у тебя на сердце,
говори Ему: впрочем, не Моя воля, но Твоя да
будет (Лк. 22, 42); если полезно, как Сам
ведаешь, так и сотвори. Ибо так написано: Предай
Господу путь твой и уповай на Него, и Он
совершит (Пс. 36, 5). Взирай на Господа нашего
Иисуса Христа, Домостроителя, Который молится и
говорит: Отче Мой! если возможно, да минует Меня
чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф.
26,39). Поэтому, если просишь чего-нибудь у
Бога, твердо стой в своем прошении, открываясь
перед Ним и говоря: «Если есть, Владыка, воля
Твоя, чтобы это состоялось, то соверши и сделай
успешным. А если нет на это воли Твоей, не
попусти этому совершиться, Боже мой! Не предай
меня собственному моему желанию, ибо знаешь
неразумие мое... но как Сам ведаешь, так и спаси
меня по снисхождению Своему!» Если же молишься
по причине скорби и помыслов, то говори:
Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во
гневе Твоем наказывай меня. Помилуй меня,
Господи, ибо я немощен (Пс. 6, 2—3). Смотри, что
говорит пророк: К Тебе, Господи, взываю:
твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы
при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в
могилу (Пс. 27, 1); но дай славу имени Твоему,
непамятозлобивый, не помяни грехов моих и услыши
меня. И, если возможно, да минует меня скорбь,
впрочем, не моя воля, но Твоя да будет, подкрепи
только и сохрани душу мою, и буду в состоянии
перенести это, да обрету благодать пред Тобою и
в нынешнем веке, и в будущем». И предай Господу
печаль твою, и Он сотворит, что полезно для
тебя. Ибо знай, что Он, как Благой, хочет
нужного для нашего спасения. Потому и душу Свою
положил этот добрый Пастырь...
«Молитвою не
наводи на себя негодование, но проси того, что
достойно Бога. А прося достойного, не отступай,
пока не получишь... В молитве должно просить не
исполнения собственной своей воли, но
предоставлять все Богу, домостроительствующему
полезно», — пишет святитель Василий Великий.
«Если дела
твои не благоугодны Богу, то не проси у Него
великих дарований, чтобы не прийти в положение
человека, который искушает Бога. Молитва твоя
должна быть сообразна с жительством твоим...
Желание каждого человека выказывается его
деятельностью. К чему устремлено его тщание, о
том он должен подвизаться и в молитве. Желающий
великого не должен упражняться в маловажном. Не
проси того у Бога, что Он Сам дает нам без
прошения нашего, по Своему промышлению, что дает
не только Своим и возлюбленным, но и чуждым
познания Его» (преподобный Исаак Сирин).