ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ
Это
чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в
Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей
громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был
положен снятый с Креста Господь, и сад, где Мария
Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм
воздвигнут императором Константином и его матерью
царицей Еленой в IV
веке.
Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в
наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской
патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом.
Процессия входит в храм Воскресения, направляется к
часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды
обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в
храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков,
русских, румын, евреев, немцев, англичан - паломников со
всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом.
Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают
его и самый Гроб Господний, ища хоть что-то, что может
произвести огонь (во время турецкого владычества над
Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном
длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя
на коленях перед Гробом, он молит Бога о
ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его
молитва... И вдруг на мраморной плите Гроба появляется
как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета.
Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим
прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи,
которые затем выносит в храм и передает Армянскому
Патриарху, затем и народу. В это же мгновение десятки и
сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом
храма.
Свидетели этого чуда
описывали его в 1988 году так: «Каждый человек ощущает
эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца,
кто сколько может вместить.
Одни
видят, как из Голгофы идет благодатный поток какого-то
голубоватого цвета, или как облако. Вся кувуклия
(часовня) окутана этим облаком. Иногда — будто молния
ударяет в стену и прямо отсвечивает, озаряет все. И
свечение какое-то голубоватое. В другой раз — как
северное сияние играет под куполом кувуклии. Одна сестра
рассказывала, что рядом с ней стояла гречанка, и когда
увидела благодатный поток, то крикнула от радости и
бросила свечи вверх, а к ней они вернулись уже
зажженные. И эту радость передать невозможно.
Само ожидание
настолько ощутимо, что начинаешь чувствовать и понимать
соборность: вот стоит румынка, там - гречанка, тут -
русская, американка, у всех получается одна молитва, все
просят одного - благодати. Это такое трогательное
чувство, такое сильное - одна молитва! Справа стоял
мужчина, так он начал плакать. Седой, солидный человек,
как ребенок начал плакать, боясь, чтобы не исполнилось
пророчество (в последние времена благодатный огонь не
сойдет).
И вот, когда
благодать раздается, представьте себе - море огня, и
никогда пожара не бывает, никогда. Когда благодать - это
море огня - разливается, кто плачет, кто кричит, кто
смеется. Это чувство надо пережить, его так не передать.
И ясно чувствуешь, что Сам Христос вот Он, как незримое
явление Господа, такое убедительное и явное, вот Он
здесь, Христос. Все неприятности наши, все скорби - все,
что человек претерпевает, кажется ничтожно. Ради этого
чуда, ради этой благодати все можно пережить».
Вначале Благодатный
Огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у
каждого в руке горит пучок из 33 свечей по числу лет
Спасителя. Поразительно, как люди омывают лица в этом
пламени, проводят им по бородам и волосам, и оно не
вредит им. Проходит еще некоторое время, и огонь
начинает жечь. Многочисленные полицейские заставляют
людей тушить свечи, но ликование продолжается.
Святой Огонь нисходит
в Храм Гроба Господня только в Великую Субботу накануне
Православной Пасхи, хотя празднуется Пасха каждый год в
разные дни по старому Юлианскому календарю. И еще одна
особенность - священный огонь сходит только по молитвам
православного Патриарха. Иноверные хотя и пытались
получить Святой Огонь, но безуспешно, зато римские
католики отошли от участия в этом недосягаемом для них
благодатном торжестве.
Как-то раз другая
община, армян - христиан, но отступивших от Святого
Православия еще в IVV(колонна видна на фото).
С тех пор никто из
представителей многочисленных христианских конфессий не
решается оспаривать у православных право молиться в этот
день у Гроба Господня.
В мае 1992 года
впервые после 79-летнего перерыва Благодатный Огонь был
вновь доставлен на русскую землю. Группа паломников -
священнослужителей и мирян по благословению Святейшего
Патриарха пронесла Благодатный Огонь от Гроба Господня в
Иерусалиме через Константинополь и все славянские страны
до Москвы. И с тех пор этот неугасимый огонь горит на
Славянской площади у подножья памятника святым учителям
словенским Кириллу и Мефодию.
ВОСКРЕСАЛ ЛИ
ХРИСТОС??
Это основной
вопрос всей религии, всей философии, всех наук,
касающихся воззрений человеческих, ибо воскрес-нуть
мог только Бог. Следовательно, вопрос о воскресении -
это вопрос
о том, есть ли Бог. Неудивительно
поэтому, что почти все произведения антирелигиозной
литературы останавливаются на вопросе о воскресении, и
все они, как это каждому известно, отвечают на этот
вопрос отрицательно. Они, вероятно, не представляют
себе, что после некоторых важнейших открытий (о них речь
впереди) факт воскресения Христа к концу своей жизни
признал никто иной, как Фридрих Энгельс.
Основанием для
антирелигиозников, в частности, для отрицателей
воскресения, служит, как они уверяют, отсутствие
свидетельств о воскресении.
Как
же в действительности обстоит дело? Действительно ли
такие свидетельства отсутствуют? Один из наиболее часто
выступающих авторов, некий Дулуман, заявляет: «В то
время, когда, по учению церковников, должен был
существовать на земле Христос, жило много ученых и
писателей: Иосиф Флавий, Остин Тивериадский, Плексит,
Сенека и др., однако все они ни слова не говорят о
Христе».
Здесь соответствует
истине только одно. О Христе действительно не писали ни
Остин Тивериадский, ни Либерии Сулий, ни Баландой, но не
писали по той причине, что этих «древних писателей» (как
их величает антирелигиозная литература) никогда не было
в природе. Никакой Либерии Сулий не существовал ни в
древности, ни в позднейшие времена. Существовал
Лаврентий Сурий, но и тот жил не во времена Христа, а
ровно на десять столетий позже. Еще больший конфуз
получился с «древним писателем» Баландием. Он тоже не
существовал, а был монах Боллан, но жил он позже Христа
на тысячу пятьсот лет, поэтому неудивительно, что,
описывая современные ему события, он мог и не касаться
именно воскресения Христа. Равным образом вымышлен и
Остин Тивериадский. В литературе известен Оссия
Твердите, живший во времена палестинских событий, но это
вовсе не писатель, а литературный персонаж, герой старой
византийской повести.
Итак,
эти «древние писатели» вряд ли могут приниматься в
расчет. Но кроме них наши атеисты упоминают еще Иосифа
Флавия, Плиния Старшего, Тацита.
Они, как говорят атеисты, тоже не оставили никаких
свидетельств о воскресении Иисуса Христа. Так ли это?
Начнем с Иосифа
Флавия. Он, как известно, один из наиболее надежных
исторических свидетелей. Карл Маркс говорил:
«Достоверная история может писаться лишь на основе таких
документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценных
им».
Тем, кто это
заявляет, следовало бы хоть раз в жизни, хотя бы мельком
заглянуть в отрывки из его сочинений, вышедшие в
советском издании Академии наук СССР. Там черным по
белому написано: «В это время выступил Иисус Христос,
человек высокой мудрости, если только можно назвать Его
человеком, совершитель чудесных дел; когда по доносу
первенствующих у нас людей Пилат распял Его на кресте,
поколебались те, которые впервые Его возлюбили. На
третий день Он снова явился к ним живой». Как же это
вяжется с заявлениями и заверениями, что Иосиф Флавий ни
слова не упоминает оо Христе?
«Приблизившись ко
гробу и находясь шагах в ста пятидесяти от него, - пишет
Гермидий, - мы видели в слабом свете ранней зари стражу
у гроба: два человека сидели, остальные лежали на земле,
было очень тихо. Мы шли очень медленно, и нас обогнала
стража, шедшая ко гробу сменить ту, которая находилась
там с вечера. Потом вдруг стало очень светло. Мы не
могли понять, откуда этот свет. Но вскоре увидели, что
он исходит из движущегося сверху сияющего облака. Оно
опустилось ко гробу, и над землей там показался человек,
как бы весь светящийся. Затем раздался удар грома, но не
на небе, а на земле. От этого удара стража в ужасе
вскочила, а потом упала. В это время ко гробу справа от
нас по тропинке шла женщина, она вдруг закричала:
«Открылось! Открылось!» Й в это время нам стало видно,
что действительно очень большой камень, приваленный ко
входу в пещеру, как бы сам собою поднялся и открыл гроб
(открыл вход в пещеру). Mы
очень испугались. Потом, некоторое время спустя, свет
над гробом исчез, стало тихо, как обыкновенно. Когда мы
приблизились ко гробу, то оказалось, что там уже нет
тела погребенного человека».
Чрезвычайно
показательно, что ряд свидетельств о воскресении мы
находим и у еврейских авторов того времени, хотя вполне
понятно, что евреи (не принявшие христианства) склонны
всячески замалчивать факт воскресения.
В общей сложности, по
подсчетам крупнейшего знатока римской исторической
литературы, академика И. В. Нетушила (1850-1928 гг.),
число вполне надежных свидетельств о воскресении Христа
превышает двести десять; по нашим подсчетам, это число
еще больше - двести тридцать, ибо к данным Нетушила
нужно добавить еще те исторические памятники, которые
были обнаружены после выхода его работы.
Использованы материалы «Почаевских листков» |