Hll. Hieromärtyrer Kyprianos und Märtyrerin Justina Gemeinde, Frankfurt am Main, Russische Orthodoxe Kirche (Moskauer Patriarchat)

Главная  РПЦ МП  Епархия  Житие  Расписание  Как найти 

 
О МИРСКОМ ОТНОШЕНИИ К СВЯЩЕННИКУ

Порою мы бываем склонны к крайностям и теряем чувство меры как в неприятии, так и в своих симпатиях. Часто в батюшку бывают по-настоящему влюблены. Он становится для экзальтированных мирян этаким "душкой", председателем "клуба по интересам", чуть не политическим лидером. Отсюда - один шаг до кликушества и опасного религиозного экстаза. А происходит это, скорее всего, когда нет послушания и смирения, от теплохладной веры, оттого, что ищем эмоций, а не благодати, и за личностью священника не видим образ Христа.

По своей немощи мы слишком привязываемся к "своему" батюшке - а он, как правило, "не отвечает взаимностью", а то и строгое внушение сделает, или, как нам кажется, не проявит к нашей персоне должного внимания, - сразу обида, досада на батюшку. Иногда, собираясь посоветоваться со священником по какому-то делу, мы идем к нему, уже имея в душе собственное готовое решение, и страстно желаем навести его на нужный нам ответ. И если слышим иное - недовольны и разочарованы: "пойду к другому батюшке". Вот так мы и грешим - своеволием. Ведь это Господь посылает на нашем пути того или иного человека, промыслительно влияя на нашу жизнь, и к каждой нашей встрече с батюшкой, на котором присутствует благодать священства, надо подходить особенно трепетно и доверчиво, но никак не страстно.

А ведь бывают и такие нелепые случаи, когда люди в своих умствованиях и страстях пытаются поучать священника, и даже во время исповеди! Иные подчас склонны подозревать батюшку (прости, Господи!) ... в дурном влиянии, в наведении порчи. До чего доходит помраченный разум! А потом эти люди удивляются, откуда на них или их ближних столько напастей, и опять-таки обвиняют, конечно, другого. Так возникает опаснейший порочный круг, когда человек впадает в духовную болезнь прелести, и без покаяния и смирения, без напряженной борьбы со своеволием из этой ямы не выбраться.

Да и как можно враждовать в душе со священником, монахом? Тяжек труд их постоянной молитвы за нас, за весь мир - мы их "духовные нахлебники", если можно так выразиться. Нам не обижаться, а тоже молиться за них надо. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: "Как это можно осуждать священника? Лучше весь мир осудить, чем одно духовное лицо".

Да, иногда священник с виду строг, холоден. Прекрасно! Есть повод задуматься: а заслужил ли я иного отношения? Вот, стою, перебираю свои обиды на батюшку, - а сам каков? Много думаю - а много ли делаю? Много и умно говорю - а слушаю ли других? Не оборачивается ли все это праздномыслием и словоблудием? Ведь строгость батюшки - это и есть любовь христианская, а не слащавое потакание нашим прихотям. В книге своих проповедей архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что "есть любовь душевная - она основана на сопереживании, симпатии, в ней может быть много эмоций, горячности. Много ласки к несчастным и нежности. Духовная любовь не смешивает зла с добром, она любит в человеке добро, но не принимает зла, в ней нет аффектации и чувственности, мало заметна внешняя ласка, требовательна и потому иногда кажется мирским людям даже жесткой". Думается, что и батюшке тоже тяжело от слишком тесного человеческого общения. Он сам определяет меру своего участия в нашей жизни, участия духовного, а не страстно-земного. Нам, мирянам, полагаю, недоступны многие тонкие грани совмещения в сердце священника привязанностей человеческих - и любви ради Христа. Но сердце наше хорошо это чувствует, когда оно очищено покаянием и смирением. Да, иногда священник с виду строг, холоден. Прекрасно! Есть повод задуматься: а заслужил ли я иного отношения? Вот, стою, перебираю свои обиды на батюшку, - а сам каков? Много думаю - а много ли делаю? Много и умно говорю - а слушаю ли других? Не оборачивается ли все это праздномыслием и словоблудием? Ведь строгость батюшки - это и есть любовь христианская, а не слащавое потакание нашим прихотям. В книге своих проповедей архимандрит Рафаил (Карелин) говорит о том, что "есть любовь душевная - она основана на сопереживании, симпатии, в ней может быть много эмоций, горячности. Много ласки к несчастным и нежности. Духовная любовь не смешивает зла с добром, она любит в человеке добро, но не принимает зла, в ней нет аффектации и чувственности, мало заметна внешняя ласка, требовательна и потому иногда кажется мирским людям даже жесткой". Думается, что и батюшке тоже тяжело от слишком тесного человеческого общения. Он сам определяет меру своего участия в нашей жизни, участия духовного, а не страстно-земного. Нам, мирянам, полагаю, недоступны многие тонкие грани совмещения в сердце священника привязанностей человеческих - и любви ради Христа. Но сердце наше хорошо это чувствует, когда оно очищено покаянием и смирением.

Никита ПОЗДНЯКОВ "Православный Санкт-Петербург" № 7(73), июль 1998 г.
перепечатано с сайта Благовещенского прихода в Ганновере

 

© Приход сщмч.Киприана и мц.Иустины, Франкфурт-на-Майне
(При использовании материалов сайта ссылка обязательна)