Hll. Hieromärtyrer Kyprianos und Märtyrerin Justina Gemeinde, Frankfurt am Main, Russische Orthodoxe Kirche (Moskauer Patriarchat)

Главная  РПЦ МП  Епархия  Житие  Расписание  Как найти 


О КРЕСТНЫХ ЗНАМЕНИЯХ И ПОКЛОНАХ

В первое время во время богослужений пользуйтесь золотым правилом - творите крестные знамения и поклоны тогда, когда это делают все.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки таким образом, что три пальца соединены всесте, а два согнуты (см. рисунок). Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца согнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, т.е. означают Его две природы – Божескую и человеческую. Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сначала его на лоб – для освящения нашего ума, на чрево (живот) – для освящения наши внутренних чувств, потом на правое и на левое плечи – для освящения наши сил телесных. Наглядная картина, когда творится крестное знамение не задумываясь о его значении, мы как бы опрокидываем крест, тем самым давая несказанную радость силам диавольским.

Чтобы выразить Богу наше благоговение перед Ним и почитание Его, мы во время службы стоим, а не сидим. Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Поклоны бывают трех типов: простое наклолнение головы, поясны и земные (см. рисунок). Причем, когда мы совершаем земной поклон, то становясь на колени, мы касаемся головой земли.

Креститься без поклонов

1. В середине шестопсалмия на «аллилуиа» три раза.

2. При начале чтения или пения Символа веры на словах: «Верую», «И во единаго Господа Иисуса Христа», «И в Духа Святаго», а также при произнесении слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста».

3. На отпусте: «Христос истинный Бог наш».

4. В начале чтения Святого Писания: Евангелия, Апостола и паримий.

Креститься с поясным поклоном

1. При входе в храм и при выходе из него: три раза.

2. При каждом прошении ектений.

3. При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

4. При возгласах: «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси» и «Твоя от Твоих», «Святая святым».

5. При словах: «Честнейшую...».

6. На всех ектениях при возглашениях: «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»; при пении и чтении стихир, стиховен и других молитвословий при словах: «поклонимся», «молим Ти ся», «припадем».

7. Во время слов: «аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся», и по возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом, – по три раза.

8. На каноне на 1-й и 9-й песне при первом взывании к Господу, Божией Матери или святым.

9. После каждой стихиры (причём крестится тот клирос, который оканчивает петь).

10. На литии после каждого из первых трёх прошений ектении по три поклона, после двух остальных – по одному.

Креститься с земным поклоном

1. В пост при входе в храм и при выходе из него три раза.

2. В пост после каждого припева к песне Богородицы «Тя величаем».

3. В начале пения: «Достойно и праведно».

4. После «Тебе поем».

5. После «Достойно есть» или задостойника.

6. При возгласе: «И сподоби нас, Владыко».

7. При выносе Святых Даров, при словах: «Со страхом Божиим и верою приступите!» и второй раз – при последнем явлении Святых Даров при словах: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков».

10. В пост, при заключительном пении: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» – три земных поклона.

Поясной поклон без крестного знамения

1. При словах священнослужителя: «Мир всем».

2. «Благословение Господне на вас».

3. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа».

4. «И да будут милости Великого Бога».

5. После «Яко свят еси, Боже наш» – при словах диакона: «И во веки веков».

Кроме того, при чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон; а при прочтении Евангелия на «Слава Тебе, Господи» один поясной поклон полагается всегда.

Креститься не положено

1. Во время псалмов.

2. Вообще во время пения.

3. Во время ектений тому клиросу, который поёт ектенийные припевы. Креститься и класть поклоны нужно по окончании пения, а никак не при последних словах.

Не допускается земных поклонов

Во дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, во дни Преображения и Воздвижения (в сей день три земных поклона Кресту). Поклоны прекращаются от вечернего входа под праздник до «Сподоби, Господи» на вечерне в самый день праздника.

Кроме того, следует помнить также, что при возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонить голову. Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, отвечать на него следует наклонением головы. А во время чтения Евангелия нужно стоять с преклонённой головой.

Каждый православный христианин, приступая к принятию Святых Таин – Тела и Крови Христовых, должен положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно и, не спеша, благоговейно и со страхом Божиим подходить к святой чаше, внятно назвав священнослужителю своё имя. По принятии Святых Таин он должен поцеловать край чаши и затем спокойно отходить, не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!». (Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера.)

Прикладываться к святому Евангелию, Кресту, мощам святых угодников Божиих и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать никого и не оттеснять; два поклона положить перед целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Спасителя, следует целовать ноги; к иконе Божией Матери и святых — руку.

Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не нужно, но только кланяться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда священнослужитель кадит с Крестом в руке, все крестятся и, отвечая на его приветствие «Христос воскресе!», восклицают: «Воистину воскресе!». Принимая же благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу (правую руку) и не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божием, нужно помнить, что находишься в присутствии Господа Бога, и стоять поэтому как пред самим Лицем Его, в присутствии Божией Матери, святых ангелов и всех святых.

Спасительная сила церковных молитв, песнопений, чтений зависит от действия их на наши сердца, умы и чувства. Поэтому нам необходимо стремиться к пониманию всего совершающегося в церковном богослужении, проникаться и питаться им.

Всё совершая благообразно и по чину церковному, должно в телесах и душах наших прославлять Господа нашего и Бога.

 
 

© Приход сщмч.Киприана и мц.Иустины, Франкфурт-на-Майне
(При использовании материалов сайта ссылка обязательна)